brigadir38 (brigadir38) wrote,
brigadir38
brigadir38

МЯГКОЕ УБИЙСТВО

В посте «Ткань будущего-2» я попробовал описать огромную важность понимания человеком, что он есть субъект реальности, а значит и субъект истории. Человек является субъектом по факту своего рождения. Возможность творческого изменения реальности заложена в каждом человеке, и эта врожденная свобода является главной опасностью для верхних этажей нашего многоэтажного общества. Историческая субъектность отдельного человека очень важна, но историческая субъектность структур, состоящих из активных людей, вооруженных пониманием реальности, на много порядков превышает возможности одного человека.

В ХХ веке господствующие элиты сумели вывернуться из состояния, близкого к неизбежной смерти, которую предрекали им марксисты, опираясь на открытые Марксом исторические закономерности. Элитам удалось провернуть суперпроект мутации капитализма, с помощью которой они смогли преодолеть историческую неизбежность и повернуть колесо Истории вспять. Для того чтобы реализовать такой проект нужно было много и упорно работать, в первую очередь работать с головами людей.
Еще совсем недавно огромное количество  сил и средств было потрачено господствующими западными элитами для уничтожения идеи коммунизма, его всесторонней дискредитации. Следующим этапом для сохранения и укрепления многоэтажного принципа организации общества им необходимо уничтожить почву, из которой потенциально могут прорасти рецидивы структурирования общества в целях развития. Этой почвой и является человеческая субъектность, когда человек до конца не обусловлен ничем. Следовательно, для окончательного поворота Истории вспять и организации управляемого регресса, историческая субъектность человека должна быть уничтожена. Такие действия, носящие глубоко антигуманный, антихристианский характер, приводят даже не к порабощению, а являются в сути своей «мягким убийством» людей.

Рассмотрим основные направления изъятия исторической субъектности человека:
1) Отчуждение от знаний
- специальное образование, при котором человеку не даются инструменты, необходимые для понимания реальности и не формируется цельное мировоззрение, обладая которым человек осознает условность междисциплинарных границ. Делается акцент на фрагментарности образования под маской получения знаний, необходимых для профессиональной деятельности в пределах выбранной или навязанной специализации в зависимости от коньюктуры рынка. Понятие образования в данном случае искажается, за него выдается вульгарное натаскивание. При этом обязательно произносятся высокие слова об инновациях, нанотехнологиях, устремленности в высокотехнологическое будущее и проч.
То, что нечто подобное реализуется, мы можем убедиться, ознакомившись с принципами построения образовательного процесса в модном проекте «Умная школа» .  И совершенно не случайно наш министр образования И.Ливанов сказал, что целесообразно вводить раннюю профориентацию детей, что якобы позволит нам снять острый дефицит рабочих в промышленности. По этой модной теме уже организовано множество проектов (например такой от фонда О.Дерипаски), так как этот подход закреплен в новом образовательном стандарте, который вступил в силу 1 сентября 2015г.
Г-н Ливанов наверное не знает, что специализация рождает отчуждение человека от своего труда, от его результатов. Она лишает творческую трудовую деятельность смысла, который лежит в нематериальной плоскости. С точки зрения уничтожения субъектности - чем раньше будет введена специализация под вывеской профориентации, тем эффективнее будет разорвана связь человека с реальностью, без которой субъектность невозможна. Очевидно, что она возможна лишь при всестороннем, цельном и качественном образовании. Фашистская Германия была в числе самых передовых стран в области техники, но это, как мы знаем, ни в коей мере не решило проблему ее глубокого антигуманизма, скорее наоборот.
- индуктивистский подход к исследованиям и науке в целом, который предполагает, что любое понимание не имеет смысла, а наука - есть прогноз на основании наблюдений и ничего более. При таком подходе получение даже крупицы универсального знания затруднено. Такой подход типичен для западной научной школы. Зачастую современные исследования носят характер большого количества дорогостоящих экспериментов, на основании которых строится локальная теория с неудовлетворительными объяснительными свойствами, однако имеющая некоторые предсказательные возможности. При таком подходе стоимость и сроки проведения экспериментов постоянно растут (взять тот же ЦЕРН), что естественным образом приводит к сокращению направлений исследований. Кроме того, такой подход дает возможность современному ученому абстрагироваться от моральных принципов, избежать личной ответственности и свести необходимость творческого поиска (всегда связанного с принятием решений и ответственностью) к нулю. И тут учеными - индуктивистами оказываются убиты сразу 3 зайца: личной ответственности у ученого нет (мы лишь наблюдатели в этом мире, наука вне морали, и точка), необходимости принятия творческих решений нет (греби экспериментальные данные бульдозером, а потом обрабатывай и систематизируй), финансирование на многолетнее исследование влияния лунного света на рост телеграфных столбов поступает в большом количестве, так как в данном исследовании измеряются очень малые величины, которые требуют многолетней обработки статистики, дорогостоящего оборудования и международных конференций где-нибудь на Гавайях не реже двух раз в год.
Здесь будет уместно привести очень образную притчу-анекдот, рассказанную одним американским ученым румынского происхождения, и дошедшую до меня через вторые руки:

«Один профессор из американского колледжа решил подработать (в колледже платят мало, а ему очень нужны были деньги). Он пришел к местному фермеру и предложил свои услуги в качестве работника. Фермер сказал: «Вот тебе лопата, а вот куча навоза, перекидай ее вон туда, закончишь - позовешь меня». Прошел час, профессор приходит к фермеру и говорит, что он закончил. «Отлично» - сказал фермер и повел профессора в другой сарай. В сарае лежала большая куча картошки. «Раскидай эту кучу картошки, мелкую налево, а крупную направо, закончишь - позови» - сказал фермер и ушел. Прошел час, затем другой, прошло еще два часа. Фермер пошел посмотреть. Приходит и видит профессора, который так и стоит с двумя картошинами в руках, а куча лежит на месте. «Что случилось, ты же так хорошо начал работать?!» - спросил фермер. На что профессор ему ответил: «Навоз то бросать легко, а вот решения принимать – трудно».

- ограничение доступа к достоверной информации очень эффективно делает из человека слепого. Не владея достоверной информацией, будь то наука, политика, экономика и пр., доступ к которой искусственно ограничен, человек с любым образованием не может действовать в полную силу и может стать объектом манипуляций. Специализация и ограничения на оборот информации, действуя рука об руку, лишают человека возможности быть полноценным субъектом Истории. Более того, уничтожается почва для появления общественных структур, владеющих необходимым комплексом качественной информации, которая обеспечивала бы связь таких структур с реальностью. Мы видим, как ведет себя одурманенное украинское население, которому искусственно перекрыли все каналы поступления достоверной информации. Люди, идущие на войну на стороне украинской хунты, не являются субъектами. Даже если они гибнут в боях с ополчением, они являются управляемыми объектами. Историческим (или, точнее антиисторическим) субъектом же здесь является кто-то совсем другой. Большое количество расплодившихся спецслужб, секретных и полусекретных организаций с непрозрачными целями ограничивают распространение информации и одновременно напускают густой информационный туман, в котором дальше протянутой руки ничего не разглядишь. А в тумане реальность может быть для каждого своя – в зависимости от личных особенностей и предпочтений.
В научно-техническом сегменте отсутствие свободного обращения информации по причинам коммерческой или военной тайны, авторского права и т.д. являются серьезными препятствиями для эффективной творческой деятельности человечества. Ограничение на обмен информацией приводит к колоссальным затратам сил и ресурсов, которые можно было потратить на другие цели, будь общество едино. В нашей сегодняшней реальности для получения одного и того же результата в мире могут одновременно работать великое множество организаций, просто в силу того, что они принадлежат разным структурам или владельцам. Это, как сказал бы основатель тектологии А.А.Богданов, тектологически неверно. Мы все прекрасно знаем уроки истории, когда сплоченное государство СССР весьма малыми силами решало труднейшие научные и промышленные задачи, которые по западным меркам решить было невозможно.

2) Культивирование фатализма, как мировоззрения, антихристианского по своей сути, которое частично или полностью (зависит от меры испорченности) снимает с человека личную ответственность за все происходящее вокруг него. Во всем виновата судьба или внешние силы, на которые фаталист повлиять не может. Если бомж копается в помойке – значит судьба у него такая. Отражение данной тенденции также можно видеть в повседневной жизни, например, в пожеланиях. Сегодня всем желают Удачи, не важно, в День рождения или на Новый Год. Везение и удача вообще превратилась в какой-то мини-культ. Удачи, удачи… Человек, зараженный фатализмом, перестает признавать себя творцом своей судьбы, получает чувство одиночества и брошенности, он постепенно теряет смысл жизни, так как никакого познаваемого смысла в судьбе (фатуме) быть не может. Одним из проявлений фатализма является игромания, которая часто носит характер психического расстройства.
Неприкрытый фатализм в западном кино также весьма показателен: «Сегодня, мой день! Сегодня мне обязательно повезет!» - типичные фразы голливудского героя. Я не  утверждаю, что случайного везения вообще не существует. Бывают редкостные везунчики, но они скорее флуктуация - выпадающие точки из кривой закона нормального распределения Гаусса. В среднестатистической жизни везение обычно является результатом настойчивости самого везунчика.

3) Внушение человеку мысли о закономерности конца истории, так как кроме способа устройства общества по образцу западной демократии ничего лучше и придумать нельзя, да и не нужно придумывать. Такое внушение вполне можно сделать и оно систематически делается. Но для подпитки его правдоподобия человечество несет громадные издержки в виде мониторинга и искусственного подавления любых потенциально опасных точек роста, находящихся вне западной парадигмы. Превращение ислама в радикальную религию, демонизация таких, потенциально опасных альтернатив, как Россия, зацикливание левых движений на урезанном и недопонятом Марксе, слив части левого движения в фашизм и шельмование, шельмование и шельмование. Тяжелый и хлопотный это труд - постоянно бить на упреждение, по любой тени. Но тому, кто это делает, это нравится, так как результаты такой деятельности подтверждают избранность и основанное на ней право господства.

4) Реклама инфантильности. Она сопровождается вручением человеку знамен-тряпок кричащего цвета с девизами высших млекопитающих: «будь самим собой!», «отрывайся по полной!», «будь позитивным!» - и на выходе человеческое существо с гламурной бородкой, которое не сможет ответить на вопрос чем оно отличается от животного, если такой вопрос кто-нибудь ему задаст. Человек, являющийся взрослым ребенком, не может реализовать себя как субъект реальности. Он всегда найдет какую-нибудь зависимость и будет проживать жизнь среди различных химер, ища в них какой-то постоянно ускользающий смысл.
Очень тесно к культивированию инфантильности стоит внушение человеку мысли о его звериной природе. Выражение с явным соответствующим намеком «ничто человеческое нам не чуждо» известно всем. Отсылка к природному (звериному, животному) позволяет очень легко и непринужденно снимать с себя ответственность за любые действия животного характера, и далеко не всегда агрессивного. Историческая субъектность в данном случае стремится к нулю.

5) Искусственное ограничение уровня ответственности взрослого человека кругом своей семьи, а если семьи нет – только самим собой. Все это происходит в рамках социального договора, который называется Закон. А чтобы человек не заскучал – побольше супер-героев на экраны, которые, не задумываясь, бросаются спасать мир, рискуя своей жизнью. При этом в сухом остатке остается только самый ближний уровень ответственности, так как средний уровень (например, личная ответственность каждого за порядок в родном городе) не упоминается вообще, а высокую ответственность за судьбу мира берет на себя персонально Брюс Уиллис. Причем, мне кажется, Брюс Виллис и его клоны не случайно занимаются только активной обороной (спасают мир от супер-злодеев или от мега-астероида), ведь никакого историцизма в активной обороне нет, и быть не может. Стрела времени отсутствует.
Ну и конечно, процессы расчеловечивания не могут оставить человеку и такую естественную возможность самореализации, как семья. Все, кто знает, что такое насаждение ювенальной юстиции, легализация однополых браки и другие превращенные формы, знают, о чем идет речь.

6) Лишение человека возможности заниматься творческим трудом. Как и предыдущие способы лишения субъектности этот способ тоже довольно многолик. В экономике, и особенно в промышленности, генеральная линия бурной деятельности в этом направлении заключается в тотальной регламентации труда, которая априори почему-то воспринимается как всеобщее благо. Главенство формы над содержанием приобретает всеобщий характер. То, что раньше инженер делал, пользуясь качественным высшим образованием и необходимыми регламентирующими документами общего характера (требования к прочности, надежности, технологичности изделий и проч.), теперь становится крайне затруднительным. Прежде чем приступать к творческому труду, инженер должен, руководствуясь огромным количеством новых стандартов по организации деятельности, разработать гору стандартных процедур, в соответствии с которыми он будет эту деятельность осуществлять, согласовать все это с контролирующими органами и быть готовым к ежегодным аудитам сертификационных центров, главная задача которых - проверка соответствия формы. Как правило, особого внимания на содержание при этом не обращается. По моим личным наблюдениям количество нормативных документов в авиационной промышленности с середины 90-х годов до нашего времени выросло в несколько раз. Трудоемкость инженерной работы, связанная с оформлением технических решений, в течение последних 20 лет непрерывно росла, несмотря на тотальную компьютеризацию. При этом уровень ответственности конкретного инженера постоянно понижался.
Рабская и бессмысленная бюрократическая работа охватила не только промышленность. В медицине вводятся стандарты лечения, которые лишают врача возможности своей полноценной профессиональной реализации, педагоги стонут от резко возросшего в последние годы количества бумаг, которые им предписано оформлять, времени на творческий труд просто нет. Главное форма. За несоответствие форме – неизбежное наказание. Если содержание не соответствует здравому смыслу и противоречит реальности – не беда, если с формой все в порядке - то юридически все чисто. При этом понятие личной ответственности специалиста за свою деятельность ассоциируется только с соблюдением прописанных в установленном порядке правил. Если правила нигде не прописаны, то никакой ответственности не наступает, даже когда вдруг продукция, изготовленная по чертежам инженера, оказалось негодной, у врача умер пациент, которого лечили по утвержденному стандарту, а ученики пишут с ошибками, так как педагог больше им не является, а просто предоставляет детям услугу образования. И не важно, что специалист, допустивший ошибку, для того и учился 5 лет в институте чтобы знать законы природы (физики, химии, механики и т.д.) и делать правильные умозаключения, соответствующие реальности. Важно лишь то, насколько его действия соответствовали инструкции, положению, регламенту и т.д.
Бюрократизация и тотальный регламент являются важнейшим инструментом обессмысливания и лишения субъектности, а человеческий субъект в наше время не может быть полноценным и творческим, соблюдая все существующие правила. В такой безвоздушной среде, наполненной превращенными формами, оторванными от содержания, де факто реализуется презумпция виновности человека, когда непрерывно нужно доказывать, что ты не верблюд. Какая уж тут субъектность?

7) Внушение человеку идеи о «естественном ходе вещей». Конечно, глупо отрицать, что в мире нет вещей, на которые человек влиять не может. Но в то же время подчиняться фатуму – значит опять же изъять из себя человеческую сущность. Человек – это революционное создание природы. Его основная задача – осознанно преобразовывать реальность, преумножая и развивая жизнь. По большому счету нет у человека никаких естественных границ, включая законы физики, и даже проблема физической смерти когда-нибудь будет решена человеком. Но нам уже много лет продолжают петь приятную музыкально, но отвратительную по содержанию песенку: «ход времен нельзя остановить, … надо благодарно принимать, …осень жизни, как и осень года, надо не скорбя благословить …» - зловещая ода старости и смерти времен позднего СССР в лирической упаковке.
8) Внушение человеку идеи, что «ничто не ново под луной». Эта фраза - является иллюстрацией идеи о вечном возвращении, которой так испугался Ф.Ницше. Она рождает жуткий скепсис, и при соединении с вышеописанными приемами исчезает смысл, появляется апатия и смерть исторической субъектности. Остаются только инстинкты продолжения рода и физические удовольствия, так как больше ничего нет, все остальное бессмысленно и не нужно. Да и продолжение рода для многих тоже бессмысленно. Веры нет, Любви нет, а Надежда - та, которая умирает последней, уже давно при смерти. Бог, который создал такой безнадежный мир, злой бог…

«Сотни лет и день, и ночь вращается карусель Земля,
сотни лет все ветры возвращаются на круги своя»
(очень лиричная песня из к/ф «Мэри Поппинс, досвидания»).

Очевидно, что все это диаметрально противоположно гуманизму, так как идея вечного возвращения лишает жизнь смысла, рождая тем самым благодатную почву для любой степени антигуманизма. Если животному не дано мыслить категориями смысла жизни, то ему не дано и осознавать собственную смертность. Человеку же все это дано, и при отсутствии смысла, совершенно логично наступает человеческое саморазрушение или внешняя агрессия, которая возможно является протестом ущербной личности против абсурдности жизни. Если Бог – злой, то историческая субъектность имеет смысл только с обратным знаком, имеет смысл только богоборчество и антигуманизм, чтобы утвердить собственную субъектность.
___________________________________________

В качестве завершения, можно попробовать сформулировать подходы, которые будут наращивать историческую субъектность человека. Для этого, действуя «от противного», поменяем знак изложенным выше деструктивным методам. В результате получим, что для сохранения и развития человека необходимо:

-  обеспечить формирование у молодого поколения цельного мировоззрения необходимой глубины, где гуманитарное гармонично сопрягается с техническим. Обладая таким мировоззрением, человек будет ответственным творцом, которому можно доверить еще не открытые энергии космической мощности, не опасаясь за жизнь человечества;
- отказаться от индуктивизма в науке и переориентировать ее на рельсы понимания, а не описания процессов, о чем более подробно написано здесь;
- обеспечить человека максимально возможным количеством достоверной информации, провозгласить идеал Правды, о чем более подробно написано здесь;
- искоренить фатализм с помощью культуры, отрицающей его. Такая культура должна быть всецело направлена на возвращение угнетенному человеку уверенности в собственных силах;
- поставить воспитательный процесс так, чтобы инфантильность человека исчезала сообразно его возрасту и самосознанию, и здесь опять без соответствующей культуры не обойтись -

ведь ты – человек, ты и сильный и смелый,
своими руками судьбу свою сделай,
иди против ветра, на месте не стой,
пойми, не бывает дороги простой…

- вернуть в общественное сознание христианский принцип "Жить со всеми и для всех" чем установить идеал высочайшего уровня ответственности человека, как субъекта реальности;
- уничтожить формализм и бюрократию, нагрузив человека личной ответственностью, но давая ему и необходимую для творчества свободу действий;
- «культурно» уничтожить мировоззренческий пессимизм «естественного хода вещей». Если он и существует, то только в контексте развития и постоянного расширения границ. В этом есть естество для человека, в этом его задача. Подробнее об этом здесь;
- организовать такую вспышку организационной новизны, что выражение «ничто не ново под луной» станет очевидным анахронизмом. Никакого вечного возвращения по Ницше не существует, стрела времени должна вести человека ввысь. Этого требует История и в этом ключ разрешения современных глобальных противоречий, таких как экологическая катастрофа, проблема перенаселения, проблема бедности, энергетическая проблема, проблема конца ресурсов, проблема ракетно-ядерного тупика и пр. Их невозможно решить в раздробленном и отчужденном обществе, но они вполне по силам единому человечеству, устремленному в Светлое Будущее.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments